Стратегии женского счастья в волшебных сказках: Рапунцель

Для тех уважаемых читательниц, которые забыли эту сказку, привожу ее полный текст, чтобы не было путаницы в связи с, например, Диснеевской версией. Если Вам хорошо знакомо это произведение — можно сразу перейти к статье по поводу этого сюжета.


Текст сказки «Рапунцель», Братья Гримм

Развернуть »

Однажды жили на свете муж и жена; им давно уже хотелось иметь ребенка, но его все не было; и вот, наконец, явилась у жены надежда, что милостивый господь исполнит ее желание.

А было у них в горенке маленькое окошко, оттуда был виден великолепный сад, где росло много прекраснейших цветов и всякой зелени. Но сад был обнесен высокой оградой, и никто не осмеливался в него входить, так как сад этот принадлежал одной колдунье; она обладала большим могуществом, и все на свете ее боялись.

Стояла раз жена у окошка, заглянула в сад и увидела грядку, а рос на ней прекраснейший рапунцель; 1 был он на вид такой свежий и такой зеленый, что ей страсть как захотелось отведать этого рапунцеля. Это желание у нее все с каждым днем возрастало, но так как она знала, что его достать ей никак невозможно, то она вся исхудала, побледнела и выглядела несчастной. Испугался муж и спрашивает:

— Чего тебе, моя женушка, недостает?

— Ах, — говорит она, — если не добыть мне из того сада, что за нашим домом, зеленого рапунцеля и его не отведать, то останется мне одно — помереть.

Муж очень ее любил и подумал: «Уж если жене моей от этого помирать приходится, то я достану для нее рапунцеля, чего бы это мне ни стоило».

И вот перелез он в сумерках через каменную ограду в сад колдуньи, нарвал второпях целую пригоршню зеленого рапунцеля и принес его жене.

Она тут же приготовила себе из него салат и с жадностью его поела. И салат ей этот так понравился, показался ей таким вкусным, что на другой день появилось у нее желанье втрое большее, чем прежде. И она не могла найти себе покоя, пока муж не согласился полезть в сад еще раз.

Он пробрался туда в сумерках, пролез через каменную ограду, но сильно перепугался, увидав перед собой колдунью.

— Как ты смеешь лазить в мой сад, — сказала она, гневно на него поглядев, — и красть у меня, как вор, мой зеленый рапунцель? Тебе плохо за это придется.

— Ах, — ответил он, — вы уж меня простите, ведь я решился на это по нужде: моя жена увидала из окошка ваш зеленый рапунцель и почувствовала к нему такую страсть, что, пожалуй, умерла бы, если бы его не отведала.

Гнев у колдуньи немного прошел, и она сказала ему:

— Если это правда, что ты говоришь, то я позволю тебе набрать рапунцеля столько, сколько ты пожелаешь, но при одном условии: ты должен будешь отдать мне ребенка, который родится у твоей жены. Ему будет у меня хорошо, я буду о нем заботиться, как мать родная.

И он со страху согласился на все. Когда жене пришло время рожать и она родила дочку, явилась тотчас колдунья, назвала дитя Рапунцель и забрала его с собой.

Стала Рапунцель самой красивой девочкой на свете. Когда ей исполнилось двенадцать лет, колдунья заперла ее в башню, что находилась в лесу; в той башне не было ни дверей, ни лестницы, только на самом ее верху было маленькое оконце. Когда колдунье хотелось забраться на башню, она становилась внизу и кричала:

Рапунцель, Рапунцель, проснись,

Спусти свои косоньки вниз.

А были у Рапунцель длинные прекрасные волосы, тонкие, словно из пряжи золотой. Услышит она голос колдуньи, распустит свои косы, подвяжет их вверх к оконному крючку, и упадут волосы на целых двадцать аршин вниз, — и взбирается тогда колдунья, уцепившись за них, наверх.

Прошло несколько лет, и случилось королевскому сыну проезжать на коне через лес, где стояла башня. Вдруг он услышал пение, а было оно такое приятное, что он остановился и стал прислушиваться. Это пела Рапунцель своим чудесным голосом песню, коротая в одиночестве время. Захотелось королевичу взобраться наверх, и он стал искать вход в башню, но найти его было невозможно. Он поехал домой, но пение так запало ему в душу, что он каждый день выезжал в лес и слушал его.

Вот стоял он раз за деревом и увидел, как явилась колдунья, и услышал, как она закричала:

Рапунцель, Рапунцель, проснись,

Спусти свои косоньки вниз!

Спустила Рапунцель свои косы вниз, и взобралась колдунья к ней наверх.

«Если это и есть та лесенка, по которой взбираются наверх, то и мне хотелось бы однажды попытать счастья», — и на другой день, когда начало уже смеркаться, подъехал королевич к башне и крикнул:

Рапунцель, Рапунцель, проснись,

Спусти свои косоньки вниз!

И упали тотчас волосы вниз, и королевич взобрался наверх.

Рапунцель, увидя, что к ней вошел человек, какого она никогда не видела, сначала сильно испугалась. Но королевич ласково с ней заговорил и рассказал, что сердце его было так тронуто ее пением и не было ему нигде покоя, и вот он решил ее непременно увидеть.

Тогда Рапунцель перестала бояться, и когда он спросил у нее, согласна ли она выйти за него замуж, — а был он молодой и красивый, — она подумала: «Он будет любить меня больше, чем старуха фрау Готель», — и дала свое согласие и протянула ему руку. Она сказала:

— Я охотно пойду вместе с тобой, но не знаю, как мне спуститься вниз. Когда ты будешь ко мне приходить, бери всякий раз с собой кусок шелка; я буду плести из него лесенку, и когда она будет готова, я спущусь вниз, и ты увезешь меня на своем коне.

Они условились, что он будет приходить к ней по вечерам, так как днем приходила старуха. Колдунья ничего не замечала до тех пор, пока однажды Рапунцель не заговорила с ней и не сказала:

— Скажи мне, фрау Готель, почему мне тебя тащить наверх тяжелей, чем молодого королевича? Он подымается ко мне в один миг.

— Ах ты, мерзкая девчонка! — крикнула колдунья. — Что я слышу? Я считала, что скрыла тебя ото всех, а ты меня все-таки обманула! — И она вцепилась в ярости в прекрасные волосы Рапунцель, обмотала их несколько раз вокруг левой руки, а правой схватила ножницы и — чик-чик! — отрезала их, и чудесные косы лежали на земле.

И была колдунья такою безжалостной, что завела бедную Рапунцель в глухую чащу; и пришлось ей там жить в большой нищете и горе.

И в тот же самый день, как она прогнала Рапунцель, она привязала вечером отрезанные косы к оконному крючку и, когда явился королевич и крикнул:

Рапунцель, Рапунцель, проснись,

Спусти свои косоньки вниз! —

то спустила колдунья волосы вниз.

И взобрался королевич наверх, но не нашел там своей любимой Рапунцель, а увидел колдунью. Она глянула на него своим злобным, язвительным взглядом.

— Ага! — крикнула она насмешливо. — Ты хочешь увезти свою возлюбленную, но красавицы-птички нет больше в гнезде, и она уже не поет. Ее унесла кошка, а тебе она выцарапает к тому же глаза. Ты потерял Рапунцель навек, не видать ее тебе больше никогда!

Королевич был вне себя от горя и в отчаянье выпрыгнул из башни; ему удалось сохранить жизнь, но колючие шипы кустарника, на которые он упал, выкололи ему глаза. И он бродил слепой по лесу, питаясь лишь одними кореньями да ягодами, и все время горевал и плакал по потерянной им любимой жене.

Так блуждал он несколько лет в горе и печали и зашел наконец в густую чащу, где жила, бедствуя, Рапунцель вместе со своими детьми-близнецами, которых она родила, с мальчиком и девочкою.

Вдруг услыхал королевич чей-то голос; он показался ему таким знакомым, и он пошел навстречу ему; и когда подошел он ближе, то Рапунцель его узнала, бросилась к нему на шею и горько заплакала. Но упали две слезинки к нему на глаза, и он снова прозрел и стал видеть, как прежде. И он привел ее в свое королевство, где встретили его с радостью, и они жили долгие-долгие годы в счастье и довольстве.

Сказки — отличный материал для поиска метафоры собственной судьбы. Если Вы нашли свою сказку — у Вас появляется возможность лучше осознать логику происходящих с Вами событий, понять сильные стороны своего сценария и внести изменения там, где Вы видите свои проблемы.

Давайте проанализируем особенности женской стратегии Рапунцель.

Рапунцель, принцесса в башне, ждавшая и дождавшаяся своего героя – это пассивная стратегия.

Эта сказка братьев Гримм полна разных смыслов. Оставим за скобками проблему детско-родительских отношений, нюансы отношений «женщина-женщина» и обратим внимание именно на отношения мужчины и женщины.

На первый взгляд вообще возникает сомнение, что Рапунцель имела какую-либо стратегию. Наличие стратегии предполагает хотя бы какую-то активность. Рапунцель же на протяжении всей сказки, вплоть до финала, – невольная жертва обстоятельств.

Тем не менее, счастье быть спасенной тоже может быть подготовлено.

Во-первых, Рапунцель заточена в башню, об этом никто не знает. Если никто не знает, то никто и не спасет. Однако казалось бы пассивная, покорная судьбе героиня не просто сидит в башне, она поет. Причем, поет, когда колдуньи нет дома. Голос Рапунцель отличается изяществом и красотой, что привлекает к башне не простого крестьянина, а именно Королевича.

Первый вывод, который можно сделать: даже домоседка может рассчитывать на принца, если будет грамотно ждать. Поймет свои достоинства и найдет способ сделать их очевидными для мира.

Второй шаг: самопрезентация. Рапунцель заинтриговала Королевича голосом, а затем красивыми длинными волосами.

Конечно, лучше «спеть» миру о себе, например, на сайтах интернет-знакомств. Если искать кота в мешке на просторах интернета — не то, что Вас устраивает, можно воспользоваться еще одним способом: рассказать знакомым, что хотите романтических отношений (описание желаемого кандидата прилагается).

Одна моя коллега именно так и поступила. Достаточно респектабельный мужчина по рекомендации их общей знакомой приехал к ней из Санкт-Петербурга, увидел и, женившись, увез.

Таким образом, результатом данного этапа является шанс – знакомство с искомым мужчиной. На этом бы и сказке конец. Но не так все просто.

Второй сюжет сказки – разоблачение Колдуньей связи королевича и Рапунцель и ее расправа над влюбленными. В итоге героиня изгоняется из башни и живет в хижине, в глухом лесу, а ослепленный Королевич блуждает по миру в поисках любимой. Заметим, героиня сама рассказала угнетательнице о своей тайне. Здесь нужно остановиться на причинах такого, странного, на первый взгляд, поворота событий.

Психологический портрет мужчины-спасателя в реальной жизни достаточно своеобразный. Это мужчина с шатающейся самооценкой, самоутверждающийся посредством подвигов – действий, результат которых наглядно виден, социально признаваем и чреват благодарностью.

В жизни мужчина-спасатель без подвигов или благодарности за героизм быстро превращается в страдальца. Причем угнетателем-тираном зачастую становится именно спасенная им жертва (вольно или невольно). Или, случается,  —  злодей, тиранивший жертву, переключает внимание на спасателя (треугольник С. Карпмана). Вариантов такой игры много. Нетрудно догадаться, что идиллия быстро разрушается.

Например, мужчина, взявший замуж скромную девушку, страдающую от гнета авторитарной мамы, вдруг с удивлением сталкивается с тем, что он кругом виноват: мама консолидируется с дочерью и выставляет тираном, испортившим жизнь ее чада, уже самого спасателя. Или спасенная девушка, не удовлетворенная текущим уровнем подвигов, начинает громко выражать свое недовольство, предъявлять претензии… В любом случае, треугольник удерживает в неврозе всех трех его участников.

В последней части сказки показано, что, миновав сложные жизненные перипетии, влюбленные соединяются вновь.

Выйти из треугольника – важная задача в такой ситуации. В сказке Рапунцель выходит из треугольника благодаря полученному вне башни опыту. Бедственное положение, в котором оказалась героиня – хижина в чаще леса, жизнь в нищете, — пробуждает в ней способность сострадать, самостоятельно заботится о себе, принимать жизненно важные решения. В итоге, когда ослепленный Королевич находит ее по голосу, Рапунцель исцеляет его. Еще одна очень важная идея: Рапунцель научилась не только брать, но и отдавать.

В жизни счастье спасенной жертвы зависит, таким образом, от соблюдения двух важных условий:

  1. Выйти из треугольника, занять авторскую позицию по отношению к своей жизни. Научиться самостоятельно давать себе все, что нужно.
  2. Отдавать, а не только брать — регулировать баланс отношений.

Второй пункт требует уточнения. Что именно отдавать такому мужчине? То, в чем он нуждается: благодарность, восхищение, женскую заботу о герое!

Позитивное подкрепление, подчеркивание реальных заслуг, достижений мужчины позволяют повысить его самооценку, а значит, потребность в публичных подвигах со временем станет менее выражена либо перестанет быть актуальной. Мужчина «прозревает», перестает смотреть на мир через призму хронически больной низкой самооценки, подтверждать свое право на жизнь ему уже не нужно. При этом потребность в результативной деятельности во внешнем мире (на благо семьи и мира) – «Level Up» в его развитии. То есть, подвиг становится уже не средством достижения внутренне комфортного уровня самоуважения, а целью.

Итак, стратегия счастья Рапунцель (девушки-жертвы) включает три основных этапа:

  1. Определение цели: понимание, какой именно мужчина нужен; создание адекватной ожиданиям данного мужчины самопрезентации.
  2. Информирование мира о своих ожиданиях, использование шанса.
  3. Психологическое взросление (отказ от позиции жертвы).

На самом деле, я бы начала с третьего пункта, но тогда это была бы уже другая сказка…

_______

Подробнее о типовых женских сценариях и балансе «Даю-Беру» в отношениях с мужчиной:

Почему Красной шапочке попадаются одни волки поз…

Баланс в отношениях: зачем превосходить ожидания

_______

Еще статьи из раздела «ОТНОШЕНИЯ С МИРОМ» (нажать кнопку)

Запись опубликована в рубрике Мои статьи о женской психологии, о женском счастье с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.