Стратегии женского счастья в волшебных сказках: Царевна-Лягушка

Часто девочки, девушки и женщины в мечтах о счастье ассоциируют его с волшебными сказками: мечтают о судьбе Золушки, Спящей красавицы и других героинь, нашедших, в конце концов, своего принца. На самом деле — это само по себе классная техника осознания и изменения своей стратегии жизни через метафору. Если Вы нашли метафору и она отозвалась — «Да! Это про меня!» — полдела сделано для изменения своей судьбы.

Правда, для этого важно читать сказку правильно, обращая внимание не на то, Что происходит, а на то, Что делает героиня, чтобы это произошло.

Сказка не просто история со счастливым концом. Это своеобразный код поведения, ведущего к определенному результату, в нашем случае — счастью Женщины.

Рассмотрим стратегию активной женщины, предполагающую изрядное терпение и целеустремленность: стратегию Царевны-Лягушки.

Эта героиня оказалась в невыгодной для женщины ситуации. Во-первых, мягко говоря, заурядная внешность. При этом, — богатый внутренний мир, хорошие способности и, главное, ВЕРА в себя, внутреннее право на счастье.

Во-вторых, живет в болоте, а это, как известно, совсем не место скопления принцев. Казалось бы, ничего хорошего в жизни Лягушку не ожидает. Можно поставить крест на мечтах о счастье, обосновав это тем, что «не всем в этой жизни везет», «я с такой внешностью просто не достойна принца», остановить свой выбор на каком-нибудь более или менее приличном соседе и жить с ним всю жизнь в этом болоте. По крайней мере, в болоте все понятно и знакомо. Не будем о тех случаях, когда счастье именно в этом. Данная сказка о пути наверх. Если бы Царевна-Лягушка хотела остаться в болоте, ей и в голову бы не пришло ловить летящую стрелу вместо комаров и мошек.

Однако, будучи в душе Царевной, Лягушка знала традиции, поэтому быстро идентифицировала стрелу как свой шанс.

Для того, чтобы увидеть свой шанс нужно:

  • во-первых, осознать свою цель в виде образа и понимать, что даст ее достижения;
  • во-вторых, иметь внутреннее право на шанс;
  • в-третьих, понимать, какие ситуации являются шансом.

То есть, чтобы действительно «вырваться из болота», важно проделать некоторую предварительную работу. 

Начнем с цели. Если хочется «вырваться из болота», то это не цель. Это «убегание ОТ», которое, чаще всего, возвращает в то же самое, но с другими декорациями.

Цель – конечная точка, ответ на вопрос: откуда и куда я хочу прийти. Поэтому большое значение имеет конкретный образ своего счастья, который можно описать так, как если бы вы его видели, слышали, осязали. В итоге результат может и не соответствовать в точности тому, что вы представляли, но важно, чтобы он содержал все то, без чего этот результат не является счастьем.

Можно предположить, что для Лягушки обязательными критериями были ранг мужчины и проживание в местности, населенной людьми, а не «пиявками да лягушками». И моей романтической натуре хочется верить, что Лягушка также в качестве критерия счастья предполагала: «Я влюбилась в него с первого взгляда».

Соответственно, при наличии такой конкретной, важной, измеримой цели остается задать себе вопрос: «За счет чего у меня все это может получиться?» И если ответа нет сразу, вы все равно рано или поздно он будет. Царевна-Лягушка была готова к ответу, поэтому и предпочла пролетающему мимо комару стрелу.

Не всегда наличие цели однозначно способствует тому, что человек ее достигнет. Страх выйти из зоны комфорта, низкая самооценка («а я этого действительно заслуживаю?»), мешающие мамины установки и прочие барьеры часто становятся своеобразными внутренними саботажниками, мешающими женщине всерьез взяться за построение того будущего, которое по-настоящему сделает ее счастливой.

Лягушка точно знала, чего хочет, ее не остановили социальные установки. Например: «Мужчина должен добиваться женщину»; он и добивался, но позже, после проведенной специальной работы. Или «Я не идеальная красавица, поэтому не достойна счастья». Если бы самооценка Царевны-лягушки была «убита» этой установкой, она выплюнула бы стрелу сразу, как только увидела полные ужаса глаза Царевича. Что заставило ее сохранить самообладание? Мне лично кажется, что она влюбилась! Это и придало ей мотивации.

Далее по сюжету, как человек долга, Царевич женится на Лягушке. Почему в реальности высокоранговых мужчин не слишком привлекают действующие чрезмерно активно женщины – тема не этой статьи. Здесь остановимся именно на действиях женщины.

Так называемые «отношения по залету» встречаются и в реальности. Однако попавшие в подобную историю женщины часто забывают, что большинство сказок, конечно, заканчиваются свадьбой, но не эта!

В этой сказке настоящая женская работа как раз только начинается после свадьбы. Итак, это союз, в котором женщина получила то, к чему стремилась, а мужчина, лишенный, по сути, права выбора, ее за это тихо ненавидит. Обычно, женщина сразу начинает пытаться «набрать очки»: заботится о любимом мужчине, старается угодить, чем еще больше его раздражает.

Царевна-Лягушка, вместо того, чтобы удивлять Ивана-Царевича изысканными кушаниями, чистотой в горнице и позами из Камасутры, избрала гораздо более действенную стратегию.

Удивление она вызвала, но другим способом. Она удивила авторитетных для Ивана-Царевича людей – отца и братьев. Для них Царевна-Лягушка предстала совсем в другом свете: нарядная, ухоженная, умеющая танцевать и творить разные чудеса. В итоге никто и не подумал сравнивать эту эффектную девушку с лягушкой. Муж также взглянул на свою супругу уже другими, «социальными» глазами.

Второй шаг этой стратегии показывает, что еще одним критерием образа счастья для Царевны-Лягушки является «быть любимой своим мужчиной». И если по первым трем критериям ей помогает судьба, то этот – целиком и полностью результат усилий женщины.

Мужчина может не считать женщину привлекательной, пока ей не начали восхищаться другие мужчины, авторитетные для него люди. В таком случае ценность женщины в глазах мужчины значительно возрастает, он может гордиться ей – для мужчины это важно.

Исходя из этого, не слишком хороший вариант для женщины, оказавшейся в отношениях «по залету», просто хоронить в себя в стараниях вкусно накормить и ублажить своего Царевича, ожидая в результате его любви и благодарности (а на самом деле, укрепляя его чувство вины за свою ненависть к такой доброй, но нелюбимой партнерше). Эффективнее, во–первых, уважать чувства мужчины «здесь и сейчас» и не предъявлять ему по поводу этих чувств претензии. Во-вторых, развивать способности, эрудицию и готовиться к своему «часу Х». В-третьих, тщательно поработать над имиджем. В-четвертых, набраться терпения и дождаться подходящей ситуации, когда появится возможность произвести фурор. После первого фурора очевидных изменений может и не произойти. В сказке этих ситуаций три.

Даже если мужчина какое-то время окажется слеп к усилиям женщины, восхищенные взгляды друзей, родственников, просто посторонних мужчин заставят его открыть глаза.

Фильм «Красотка» — наглядная иллюстрация: герой Ричарда Гира стал смотреть на обычную бульварную проститутку совсем другими глазами, после того, как его конкурент, пожилой бизнесмен, в ресторане искренне заинтересовался ею, не зная, что она проститутка.

На этом можно было бы и остановиться, если бы не третий, завершающий элемент кода этой сказки. Как известно, Царевич фактически лишил Царевну-Лягушку части ее естества, лягушачей шкурки. Эта шкурка социально непривлекательна для данного мужчины, вдруг кто-то о ней узнает!

Кроме того, эта часть сказки про попытку мужчины переделать женщину, нарушить ее границы, заставить заплатить душой за семейное счастье.

В итоге Царевна выбрала себя. Она сбежала, и позволила ему осознать, что дорога такой какая есть. Царевич искал ее по всему свету. В итоге, пока искал, окончательно влюбился, а вот тогда и сказке конец.

Посмотрим, что происходит в реальности. Если мужчина вдруг пытается переделывать нелюбимую в недавнем прошлом женщину «под себя», он фактически подает сигнал о том, что состоялся переход от стадии «Я тебя не люблю» к стадии «Я полюбил бы тебя, если бы…» («…если бы ты похудела», «…если бы ты увеличила грудь», «…если бы ты согласилась быть моей содержанкой» и прочее). На первый взгляд требования как будто бы в интересах самой женщины. И если женщина действительно об этом давно мечтала – это одна ситуация, которую можно использовать в своих интересах, и, в любом случае, остаться удовлетворенной результатом.

Однако, если нет собственной мотивации менять себя, то идти на поводу у мужчины – не слишком хорошее решение. Во-первых, как правило, такие требования – результат рационализации мужчиной своего недовольства отношениями. Таким образом, он опредмечивает более серьезную собственную проблему. Во-вторых, сама женщина, жертвуя чем-то, рассматривает это как сделку и ждет от мужчины исполнения обещания. И в случае, если отношения не улучшаются – чувствует себя обманутой. Это мина замедленного действия для партнерских отношений.

Царевна-Лягушка сделала выбор в пользу собственной целостности, поскольку чувствовать себя счастливой, потеряв возможность быть собой, — задача неразрешимая. Важно всегда знать, чем ты готова пожертвовать ради достижения цели, а чем – нет. И не отказываться от себя.

Здесь яркий пример – героиня Джулии Робертс в другом ее фильме — «Сбежавшая невеста». Она растворялась в каждом мужчине целиком: ела то же, что и он, разделяла его увлечения. Инстинкт самосохранения срабатывал в последний момент, и она сбегала прямо со свадебной церемонии, а фактически — от утраты самоидентификации.

Последний шаг стратегии Царевны-Лягушки – решающий. Здесь уже женщина ни на что не влияет. Она продемонстрировала мужчине все свои достоинства, использовала все свои козыри. Только оставшись наедине  с собой, мужчина может разобраться со своими чувствами и понять: произошла ли метаморфоза, любит ли он эту женщину. И если любит – постарается вернуть. А если не любит – зачем такой мужчина, который не вписывается в образ счастья. Напомню, один из значимых критериев счастья для Царевны-Лягушки: «быть любимой своим мужчиной». Физический уход — довольно радикальное средство.

Лайт-вариант — психологическое отдаление, оно действует аналогичным образом, но точки над «и» не обязательно будут расставлены быстро.

Итак, стратегия Царевны-Лягушки непроста, но совсем не безнадежна.

Она подходит для девушек и женщин с неблагоприятными стартовыми позициями (с точки зрения мужчины, на которого претендует женщина).

Стратегия включает пять  основных элементов:

  1. Осознание образа своего счастья. И, соответственно, осознание того, чем в процессе достижения цели женщина готова пожертвовать, а чем – ни при каких условиях.
  2. Активный поиск шанса, использование шанса.
  3. Формирование имиджа «классной женщины» в глазах знакомых, друзей, родственников мужчины.
  4. Получение сигналов от мужчины об изменении к женщине отношения. И если это сигналы по типу «Я полюбил бы тебя, если бы…» — пятый шаг.
  5. Ва-банк. Уход (физический или психологический).

Возможно, окажется, что это просто не тот мужчина. Конечно, боль от так и неразделенных чувств неизбежна. И, тем не менее, даже в этом случае стоит сказать ему «спасибо» за опыт, своеобразный лайф-тренинг — он обязательно пригодится, когда встретится «тот самый».

А возможно все закончится тем, что искомое счастье станет реальностью, чего женщинам, избравшим эту стратегию, и желаю!  

_______

Подробнее о типовых женских сценариях:

Почему Красной шапочке попадаются одни волки поз…

_______

Еще статьи из раздела «ОТНОШЕНИЯ С МИРОМ» (нажать кнопку)

Запись опубликована в рубрике Мои статьи о женской психологии, о женском счастье с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.